Отчет об устойчивом развитии / 2024

Система закупок

Обзор деятельности и цепочки создания стоимости

GRI 2-6

Цепочка создания стоимости АК «Узбектелеком» включает:

Предоставление услуг фиксированной и мобильной связи, широкополосного доступа в интернет, IP-телевидения, услуг передачи данных, облачных сервисов и других телекоммуникационных услуг на территории Республики Узбекистан.

Закупки оборудования (телекоммуникационного, сетевого, ИТ), программного обеспечения, расходных материалов, услуг строительства и обслуживания инфраструктуры, энергии и других товаров и услуг, необходимых для обеспечения операционной деятельности.

Абоненты (физические и юридические лица), использующие услуги связи, а также другие Компании, взаимодействующие с АК «Узбектелеком» в рамках партнерских соглашений.

Другие значимые деловые отношения включают партнерства с поставщиками технологий, оборудования, контента, а также с другими телекоммуникационными операторами в рамках роуминговых соглашений и обмена трафиком.

В 2024 году АК «Узбектелеком» реализовал значительные усовершенствования своей цепочки создания стоимости, соответствующие Стратегии «Узбекистан — 2030». Эти разработки охватывают инфраструктуру, услуги, организационную структуру и соответствие нормативным требованиям.

Модернизация сетевой инфраструктуры и технологий

Расширение волоконно-оптической сети

В 2024 году было проложено более

72 572

километра

волоконно-оптических линий связи, что позволило увеличить общую протяженность до 286 583 километра.

Это расширение было направлено на обеспечение высокоскоростным доступом в Интернет

96%

населенных пунктов страны

Внедрение 5G и тестирование 5.5G

АК «Узбектелеком» запустил технологию

5G

во всех региональных центрах,

что сделало Узбекистан первой страной СНГ с общенациональным покрытием 5G.

Кроме того, Компания протестировала сеть 5,5G, что позволило Узбекистану стать одной из первых стран в мире, опробовавших эту передовую технологию.

Модернизация базовых станций

Компания установила

2 608

новых базовых станций

и модернизировала 4 363 существующих.

Кроме того, более

2 400

объектов

были переведены со стандартов 3G на LTE (4G), что позволило повысить производительность мобильной сети.

Сервисные инновации и цифровые предложения

Внедрение унифицированных пакетов услуг

Запущен тарифный пакет «Hammasi birga» («Все вместе»), объединяющий домашний интернет, IP-телефонию, телевидение и мобильную связь в единый тарифный план, обеспечивающий экономию средств и удобство для абонентов.

Улучшенная поддержка клиентов

для оптимизации запросов клиентов был внедрен чат-бот Telegram, что привело к сокращению количества запросов в контакт-центр на 30%.

Расширенные услуги видеонаблюдения

была внедрена инновационная услуга видеонаблюдения, позволяющая предприятиям отслеживать поток клиентов, распознавать номерные знаки транспортных средств и усиливать меры безопасности.

Проведенные в 2024 году преобразования значительно изменили цепочку создания стоимости АК «Узбектелеком», улучшив инфраструктуру, диверсифицировав услуги, оптимизировав организационные структуры и приведя их в соответствие с международными нормативными стандартами.

Нормативные изменения и либерализация рынка

Отмена монополии на международные интернет-каналы

С 1 января 2025 года частным интернет-провайдерам в Узбекистане будет разрешено напрямую подключаться к международным интернет-каналам, что расширит их технические и операционные возможности. Это изменение является частью более широких экономических реформ, направленных на приведение в соответствие со стандартами Всемирной торговой организации (ВТО).

Новое законодательство в области телекоммуникаций

Утвержден Закон «О телекоммуникациях» в новой редакции №ЗРУ-1015 от 27.12.2024г. Предусматривающий создание независимого регулирующего органа, осуществляющего надзор за предоставлением услуг, лицензированием и обеспечивать принятие справедливых решений для всех участников рынка.

Управление существенными темами

GRI 3-3

Закупки являются важной составляющей операционной деятельности АК «Узбектелеком» и направлены на обеспечение Компании необходимыми ресурсами. Они могут оказывать как положительное, так и потенциально отрицательное воздействие на экономику, окружающую среду и людей.

Компания осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, обеспечивая прозрачность, эффективность и поддержку отечественных производителей. Основу правового регулирования составляют законы и постановления, направленные на развитие конкуренции, борьбу с коррупцией и упрощение процедур закупок.

Основные нормативные документы:

Закон Республики Узбекистан «О государственных закупках» №ЗРУ-684 от 22.04.2021г.

Закон Республики Узбекистан «О конкуренции» №ЗРУ-850 от 03.07.2023г.

Закон Республики Узбекистан «О противодействии коррупции №ЗРУ-419 от 03.01.2017г.

Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по поддержке отечественных производителей» №ПП-4812 от 21.08.2020г.

Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению прозрачности и повышению эффективности государственных закупок» № ПП-5171 от 02.07.2021г.

Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка проведения экспертизы предпроектной документации инвестиционных и инфраструктурных проектов, закупочной документации по тендеру, технического задания на государственную закупку и договоров» №ПП-332 от 25.07.2022г.

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по поддержке отечественных производителей» №ПКМ-41 от 29.01.2021г.

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения процедур, связанных с осуществлением государственных закупок» №ПКМ-276 от 20.05.2022г.

Политика закупок («Xaridlar Siyosati»), определяющая порядок организации и проведения процедур, связанных с закупками Компании. Данная политика распространяется на все структурные подразделения и филиалы Компании.

Закупочная деятельность также регулируется Гражданским кодексом Республики Узбекистан, Законом «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов» и Законом «Об акционерных обществах и защите прав акционеров».

Для отслеживания эффективности действий в области закупок АК «Узбектелеком» применяет мониторинг исполнения договоров, ведение реестра заключенных договоров и анализ рисков в процессе закупок. В целях повышения прозрачности закупочной деятельности и минимизации коррупционных рисков на всех этапах закупочных процедур, уделяется огромное внимание внедрению автоматизации бизнес-процессов, тем самым снижая до минимума вмешательство человеческого фактора на этапы с высоким уровнем коррупционного риска.

Существует Комиссия по организации и координации закупочной деятельности Компании, которая в своей деятельности руководствуется следующими принципами:

01

эффективность, результативность и экономичность использования выделяемых средств;

02

популярность, прозрачность, открытость и прозрачность процедур закупок;

03

обеспечение здоровой конкурентной среды, недопущение дискриминации, введения ограничений или преференций в отношении отдельных участников закупок (за исключением случаев, когда такие преференции установлены действующим законодательством).

Внедрение обязательств политики

GRI 2-24

Высший орган управления, ответственный за реализацию политики закупок — Правление Компании. Непосредственная организация и проведение закупок возлагается на Комиссию по закупкам. В состав Комиссии входят представители различных структурных подразделений (руководство, финансовый департамент, департамент закупок, юридический департамент и др.). Это обеспечивает распределение ответственности и контроль на разных уровнях организации.

Политика закупок интегрирована в операционные процедуры Компании и обязательна для исполнения всеми сотрудниками и филиалами. Процесс закупок связан с управлением инфраструктурой и предоставлением услуг, что отражено в соответствующих картах процессов. При принятии решений о закупках учитываются различные факторы, включая финансовые, технические и юридические аспекты.

Применяются процедуры предварительной квалификации поставщиков. Политика закупок и ее принципы учитываются при заключении договоров с поставщиками. Департамент Комплаенса ведет постоянный мониторинг для своевременного выявления и предупреждения коррупции в закупках, устранения ее причин, недопущения конфликта интересов и формирования нетерпимости к коррупции. В рамках этого мониторинга Департамент комплаенса предоставляет Комиссии по закупкам информацию о наличии или отсутствии данных обстоятельств при выборе лучших предложений и проведении тендеров. Проверка контрагентов подробно описана в соответствующем руководстве Компании.

Доля расходов на местных поставщиков

GRI 204-1

АК «Узбектелеком» придает приоритетное значение работе с местными поставщиками. Географическое определение «местного» и основное место осуществления деятельности АК «Узбектелеком» подразумевает страну присутствия Компании — Республику Узбекистан.

В 2024 году количество местных поставщиков составило 1 903 из общего числа 1 905, что составляет 99,90% по количеству и 98,88% по сумме закупок. Несмотря на снижение общей суммы закупок на 16% по сравнению с 2023 годом, доля местных поставщиков в денежном выражении увеличилась на 2,55 процентных пункта, что свидетельствует о растущем акценте Компании на развитие внутреннего рынка и поддержке национальных производителей.

Расходы на закупки, 2023–2024

Доля закупок, приходящаяся на закупки у местных (узбекистанских) поставщиков 2023 2024 Отклонение, %
Кол-во поставщиков, всего 1 878 1 905 1
Сумма, млн сумов 1 568 652 1 317 307 -16
Кол-во местных поставщиков 1 876 1 903 1
Сумма закупок у местных поставщиков, млн сумов 1 511 075 1 302 551 -14
% по кол-ву 99,89% 99,90% 0,01 п.п.
% по сумме 96,33% 98,88% 2,55 п.п.

перейти в следующий раздел

Соответствие социально-экономическим требованиям