Отчет об устойчивом развитии / 2024

Отраслевая специфика и климатическая повестка

GRI 2-23, 2-24, 201-2

Телекоммуникационный сектор не является основным источником глобальных выбросов парниковых газов — его доля оценивается в 1,8–2,8% 4. Однако с развитием отрасли объёмы выбросов растут: с 530 млн т CO₂-экв. В 2002 году до 800–2 300 млн т CO₂-экв. В 2020 году.

Международные организации, включая ITU, GeSI, GSMA и SBTi, активно развивают климатическую повестку и разрабатывают стандарты по снижению выбросов. Так, GSMA сообщает, что 29 операторов, обслуживающих 30% мировых мобильных соединений, приняли цели по сокращению выбросов в соответствии со стандартом ITU, рассчитанным до 2032 года.

В Узбекистане в рамках регулирования телеком сектора, а также экологических и социальных аспектов деятельности Компаний за период с 1992 по 2023 годы были приняты и действуют следующие нормативные акты:

Стратегические документы:

  1. Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии Узбекистан-2030» №УП-158 от 11.09.2023 г.
  2. Указ Президента Республики Узбекистан от 5.10.2020 года №6079 «Об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан — 2030» и мерах по её эффективной реализации» №6079 от 5.10.2020 г.
  3. Постановление Президента Республики Узбекистан от 4.03.2024 года №ПП-112 «О мерах по обеспечению безусловной реализации соглашений между Республикой Узбекистан и Китайской Народной Республикой и дальнейшему углублению отношений всестороннего стратегического партнерства» №ПП-112 от 4.03.2024 г.
  4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 11.09.2023 года №ПП-300 «О мерах по качественной и своевременной реализации стратегии «Узбекистан — 2030» в 2023 году» №ПП-300 от 11.09.2023 г.

4 More emissions than meet the eye: Decarbonizing the ICT sector , available at: 2023_07_04_Decarbonization-ICT.pdf

Регулирование сектора:

  1. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию телекоммуникационной инфраструктуры Республики Узбекистан» №ПКМ-699 от 19.11.2021 г.

Экологическое регулирование:

  1. Закон Республики Узбекистан «Об охране окружающей среды» №ЗРУ-754 от 09.12.1992 г.
  2. Закон Республики Узбекистан «О защите атмосферного воздуха» №ЗРУ-353 от 27.12.1996 г.
  3. Закон Республики Узбекистан «Об отходах» №ЗРУ-365 от 05.04.2002 г.
  4. Закон Республики Узбекистан «Об экологической экспертизе» №ЗРУ-73 от 25.05.2000 г.
  5. Закон Республики Узбекистан «О водоснабжении и водоотведении» №ЗРУ-784 от 03.11.2022 г.
  1. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по сертификации продукции и услуг в целях обеспечения экологической безопасности»
    №ЗРУ-318 от 26.12.1997 г.
  2. Указ Президента Республики Узбекистан №ПФ-46 «О мерах по ускорению лесоразведочных работ в республике и более эффективной организации охраны деревьев» №ПФ-46 от 30.12.2021 г.
  3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему повышению эффективности работы в сфере обращения с бытовыми отходами» №ПКМ-787 от 2.10.2018 г.

Стратегические документы:

  1. Трудовой кодекс Республики Узбекистан №ЗРУ-517 от 21.12.1995 г.
  2. Закон Республики Узбекистан «О защите прав потребителей» №ЗРУ-221 от 26.04.1996 г.
  3. Закон Республики Узбекистан «О равных правах и возможностях для женщин и мужчин» №ЗРУ-640 от 02.09.2019 г.

Согласно программе мер по реализации Стратегии «Цифровой Узбекистан — 2030» выделены основные направления по развитию информационных технологий и телекоммуникационных сетей, в том числе:

В 2024 году Компания проанализировала ключевые экологические и социальные законодательные акты Узбекистана, а также требования, установленные Asian Infrastructure Investment Bank (AIIB). В ходе анализа были выявлены направления для снижения рисков в области экологической и социальной ответственности, в Таблице ниже представлен перечень необходимых мер.

Оценка и управление E&S (в соответствии с рекомендациями AIIB)

ESS по оценке и управлению E&S (в соответствии с реко­мендациями AIIB*)

Законы и правила Узбекистана

Пробелы

Меры по компенсации пробелов

ESS 1

Закон «Об охране природы» (№754-XII, 1992) и Постановление КМ №491 (2001) требуют проведения ОВОС, включая оценку воздействия на окружающую среду и здоровье людей. Однако климатические риски и изменения не рассматриваются.

Консультации с ЗС часто формальны, без полноценного вовлечения. Нет учета климатических изменений.

Внедрить учет климатических рисков, требуемых AIIB. Организовать прозрачные консультации с вовлечением всех групп Заинтересованных сторон.

ESS 2

Закон Республики Узбекистан «О местном самоуправлении граждан» (№ЗРУ-637 от 2019 года) требует согласования с местными сообществами при установке телекоммуникационной инфраструктуры, включая антенны и мачты.

В соответствии с требованиями ESS2, переселение на принудительной основе не предусмотрено. Оборудование будет размещено на земельных участках и в помещениях, находящихся в собственности АК «­Узбектелеком».

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Республики ­Узбекистан5, вся земля находится в республиканской собственности, а право на распоряжения земельными участками, предназначенных для установки вышек или прокладки кабелей, принадлежит АК «­Узбектелеком».

ESS 3

В Узбекистане коренные народы официально не выделены как категория. Соответствующего законодательства для защиты их прав или обязательных консультаций нет.

Cогласно предварительной классификации, назначенной категории B по ESP Банка, требуется применение стандартов ESS 1 и ESS 2. Стандарт ESS 3 не применим, поскольку в стране нет групп, соответствующих определению коренных народов, указанному в ESS 3.

На текущий момент внедрение мер по Стандарту ESS 3 не применимо для финансируемых проектов.

Требуется мониторинг и отчетность по экологическим и социальным обязательствам, включая регулярное предоставление отчетов.

Закон «Об экологическом контроле» (№ЗРУ-382, 2013) регулирует экологический мониторинг.

Социальные аспекты регулируются в соответствии с законом «Об общественном контроле» (№ЗРУ-474 от 12.04.2018).

Социальные риски и регулярная отчетность о них в законодательстве не предусмотрены.

Внедрить систему мониторинга социальных рисков, соответствующую требованиям AIIB. Включить регулярные отчеты об экологических и социальных аспектах финансируемых проектов.

5 Гражданский кодекс Республики Узбекистан от 1 марта 1997 года.

Компания в 2024 году начала выполнять предварительный анализ климатических рисков и возможностей в целях более качественного управления такими рисками с учетом возможных финансовых последствий, а также анализ возможностей для телекоммуникационной отрасли в рамках реализации стратегии углеродной нейтральности и изучения дополнительных возможностей для своевременной оптимизации бизнес-модели.

На основе проведенного анализа климатических рисков и возможностей, Компания определила ключевые риски, которые могут повлиять на её деятельность, а также выявила перспективы для телекоммуникационного сектора. В следующей схеме и Таблице представлены основные климатические риски и возможности, которые Компания будет учитывать при дальнейшем планировании и принятии решений для снижения воздействия изменений климата и оптимизации своей бизнес-модели.

Климатические риски для телеком сектора Узбекистана

Риски

Физические риски

Хронические риски:

Засухи: Постоянные засухи приводят к снижению водных ресурсов и ухудшению условий для сельских регионов, в которых ведет свою деятельность Компания.

Повышение температуры: Постепенное повышение температуры оказывает долгосрочное влияние на климат, общее здоровье населения, включая сотрудников Компании.

Эрозия почвы: Длительное использование земли и неконтролируемое орошение приводят к постепенной эрозии почвы, что ухудшает условия для сельского хозяйства и экономическую активность в регионах где ведет свою деятельность Компания.

Острые риски:

Наводнения и паводки: вызывают значительные разрушения инфраструктуры и потери урожая.

Повышение температуры: могут серьезно ухудшить качество воздуха, нанося вред здоровью людей, сельским регионам Узбекистана, в которых Компания ведет свою деятельность, выводя из строя оборудование Компании.

Финансовые взаимодействия

Рост операционных расходов из-за необходимости замены (ремонтов) поврежденных активов (оборудования)

Рост эксплуатационных расходов из-за замены поврежденных активов.

Управление риском

Для управления хроническими физическими рисками в Компании разрабатывает План энергоэффективности, направленный на сокращение потребления электроэнергии, и программа расширения использования ВИЭ.

В частности, Компания сокращает потребление электроэнергии, эксплуатируя солнечные панели общей мощностью 2 712 кВт.

Для управления этим риском Компания планирует учитывать необходимость формирования резервов и дополнительного страхования активов в регионах (филиалах) подверженных таким воздействиям, кроме того Компания планирует разработать и утвердить климатическую стратегию

В Узбекистане развивается служба по уведомлению населения о чрезвычайных происшествиях — Компания вовлечена в работу по информированию населения и планирует свою работу по противодействию чрезвычайным происшествиям, включая свою филиальную сеть.

Риски

Переходные риски

Риски регулирования:

Рост цен на определенные продукты и услуги из-за прямых или косвенных налогов или сборов за выбросы СО₂ (энергия, транспорт и т. д.).

Рыночные риски:

Увеличение операционных расходов из-за более высоких цен на СО₂.

Риски репутации:

Рост требований со стороны заинтересованных сторон (аналитиков, инвесторов, клиентов) и увеличение затрат на компенсацию выбросов СО₂.

Финансовые взаимодействия

Рост эксплуатационных расходов из-за применения налогов.

Рост эксплуатационных расходов

Рост эксплуатационных расходов

Управление риском

Учитывая, что риск ужесточения нормативных требований, связанных с изменением климата это может повлиять на цепочку поставок Компании, поставив под угрозу поставки. Компания разрабатывает совместные проекты со своими поставщиками и другими компаниями в телекоммуникационном секторе, которые разделяют задачу перехода к экономике с низким уровнем выбросов углерода.

Необходимо внедрить: Долгосрочный план по повышению энергоэффективности, План по использованию возобновляемых источников энергии и разработать методику по внутренней цене на углерод.

Управление риском планируется через прозрачную коммуникацию, обязательства всех уровней организации и создание альянсов с ключевыми заинтересованными сторонами, что помогает соответствовать экологическим ожиданиям и законодательным требованиям.

Более подробная информация по климатическим рискам для Компании, необходимости митигации представлена в Таблице ниже.

Анализ климатических рисков Компании

Аспект

Подробное описание климатического риска

Управление риском

Засухи и дефицит воды

Постоянные засухи приводят к снижению водных ресурсов и ухудшению условий для сельских регионов, в которых ведет свою деятельность Компания

1. Оптимизация энергопотребления

Повышение температуры

Постепенное повышение температуры оказывает долгосрочное влияние на климат, общее здоровье населения

1. Подземная прокладка линий
2. Использование термостойких материалов

Лесные пожары

Рост числа лесных пожаров разрушает экосистемы, ухудшает воздух, угрожает здоровью, экономике и угрожают Компании повреждением инфраструктуры, перебоями в работе, финансовыми потерями.

1. Использование огнестойких материалов
2. Контроль растительности вокруг БС для предотвращения распространения огня

Отдельно Компания начала проводить оценку возможностей, открывающихся в рамках перехода экономики Узбекистана к низкоуглеродной модели развития. Финансовые эффекты и подходы к управлению такими возможностями представлены ниже.

Финансовые эффекты и управление энергопотреблением

Финансовые воздействия

Финансовые эффекты

Управление возможностью

Эффективность использования ресурсов:
Оптимизация затрат на сети и операции за счет улучшения управления энергопотреблением.

Снижение операционных расходов.

Повышение энергоэффективности даст АК «Узбектелеком» важное конкурентное преимущество в этом секторе, поскольку увеличит эффективность и устойчивость его сетей и позволит отделить развитие операционного бизнеса от потребления энергии.

Продукты и услуги:
Решения по подключению к интернету и цифровизации имеют основополагающее значение для обезуглероживания других секторов экономики и позволяют «Узбектелеком» получать доступ к новым возможностям для бизнеса.

Увеличение выручки связано с повышением спроса на подключение к интернету, продукты и услуги, которые способствуют декарбонизации экономики.

Цифровые сервисы, основанные на широкополосном подключении, Интернете вещей, облачных вычислениях и больших данных, способны оптимизировать потребление ресурсов клиентами АК «Узбектелеком» и, таким образом, снизить их воздействие на окружающую среду. Технологическое подразделение АК «Узбектелеком» стимулирует развитие цифровых услуг для достижения большего масштаба и интеграции ведущих цифровых решений, которые помогут B2B-клиентам АК «Узбектелеком» продвигаться к более цифровому и устойчивой бизнес-модели.

Источники энергии:
Снижение подверженности волатильности цен на энергоносители и экономия эксплуатационных расходов на электроэнергию благодаря использованию возобновляемых источников энергии в отличие от традиционных источников энергии.

Снижение операционных расходов.

Одной из стратегических целей АК «­Узбектелеком» является переход на возобновляемые источники энергии и достижение в соответствии с национальной стратегией развития углеродной нейтральности к 2050 года (оптимистичный), к 2060 году (пессимистичный сценарий), при условии доведения потребления электроэнергии из возобновляемых источников до 30% в общем энергобалансе Компании к 2035 году. План использования возобновляемых источников энергии может включать в себя все виды решений (самостоятельная генерация, покупка возобновляемых источников энергии с гарантиями происхождения, распределенная генерация), которые приведут к значительной экономии затрат на электроэнергию для АК «­Узбектелеком».

Источники устойчивого финансирования:
Доступ к новым источникам финансирования:

  • Рынки капитала и банковское финансирование.
  • Диверсификация используемых инструментов (облигации, гибриды, займы) с учетом критериев устойчивости.

Расширение базы и типологии инвесторов.

Потенциальное улучшение условий финансирования.

АК «Узбектелеком» может использовать «зеленые» облигации и гибридные «зеленые» и устойчивые инструменты для финансирования проектов, оказывающих положительное воздействие на окружающую среду. Например, проекты по преобразованию и модернизации телекоммуникационных сетей, как фиксированных, так и мобильных, с целью повышения их энергоэффективности.

Кроме того, АК «Узбектелеком» может использовать другие устойчивые банковские финансовые инструменты, такие как займы и кредиты, связанные с целями устойчивого развития, которые позволят им добиваться прогресса в достижении корпоративных целей, связанных с сокращением выбросов.

перейти в следующий раздел

Энергопотребление и энергосбережение